Инклюзивное образование.
При инклюзивном образовании лица с ограниченными возможностями
здоровья обучаются совместно с лицами, не имеющими таких ограничений. Лица
с ограниченными возможностями принимаются на обучение в общем порядке, и
их обучение по адаптированной общеобразовательной программе возможно
только с согласия законных представителей и на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии.
Понятие инклюзивного образования.
Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей. Такое образование предполагает
совместное обучение (воспитание), в том числе совместные учебные занятия,
досуг, различные виды дополнительного образования, лиц с ограниченными
возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений (п. 27 ст. 2
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» - далее Закона).
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья является
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, которые подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствуют получению образования без создания специальных условий (п. 16
ст. 2 Закона).
Получение доступа к инклюзивному образованию
Инклюзивное образование реализуется в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами в рамках общего образования
(дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее),
профессионального образования (среднее профессиональное и высшее), а также
дополнительного образования.
Органами власти создаются условия для получения без дискриминации
качественного образования лицами с ограниченными возможностями, в том числе
посредством организации инклюзивного образования (п. 1 ч. 5 ст. 5 Закона).
До создания указанных условий в целях обеспечения баланса интересов
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не
имеющих таких ограничений, в классе (группе) может устанавливаться меньшая
наполняемость, а соотношение обучающихся в классе (группе) по очной форме
обучения определяться таким образом, чтобы совместное обучение не
препятствовало успешному освоению образовательных программ.
Также для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности получать инклюзивное образование, в государственных образовательных учреждениях открываются классы (группы) компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы (группы), а для лиц, не имеющих
возможности обучаться по очной форме, создаются условия для получения
образования в иных формах, в том числе дистанционно.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение
по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия
их родителей, иных законных представителей и на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии. Последняя проводит обследование детей для выявления их особенностей в физическом и психическом развитии и
выработки рекомендаций по организации их обучения и воспитания.
Обследование проводится по письменному заявлению родителей, иных законных
представителей ребенка или по направлению, в частности, образовательных,
медицинских организаций с письменного согласия их родителей (законных
представителей).
Заключение комиссии по результатам обследования ребенка для его
родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер. Между
тем для органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в сфере
образования, образовательных организаций, иных уполномоченных органов и
организаций оно является основанием для создания рекомендованных условий
для обучения и воспитания ребенка. Заключение действительно для
представления в указанные органы и организации в течение календарного года с
даты его подписания.
Профессиональные образовательные организации и образовательные
организации высшего образования, а также организации, осуществляющие
образовательную деятельность по основным программам профессионального
обучения, должны также создавать специальные условия для получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч. 10 ст.
79 Закона).